Договариваясь об интервью с очередной героиней нашего журнала, я была готова услышать еще одну замечательную, при этом традиционную историю переезда в США и воплощения американской мечты.
Однако беседа с этой удивительной женщиной, живущей во флоридском Мельбурне, не оправдала моих ожиданий. Я словно стала свидетелем того, как обычная женщина-рентгенолог, пройдя жизненные трудности и испытания, перевоплотилась в Superwoman.
Итак, позвольте вам представить Ирэн Ван Селестин.
Ирэн, давайте начнем с вашего детства.
– О, оно было обычным. Я родилась в Липецке. Сколько себя помню, я всегда любила рисовать. Масляные краски достать во времена моего детства было достаточно сложно, поэтому в моем распоряжении были акварельные краски и карандаши.
Фактически меня растили дедушка, горный инженер, и бабушка, рентгенолог. Когда мне исполнилось 11 лет, наша семья переехала в Киев. Я прожила в Киеве 10 замечательных лет, именно с этим городом у меня связаны лучшие юношеские воспоминания, там я обрела своих верных друзей.
Заметив ваше увлечение, родители, видимо, отдали вас в художественную школу?
– Наоборот, свой последний рисунок я нарисовала в 15 лет, а в 16, пойдя по стопам бабушки, я поступила в Киевский медицинский институт. Там в первый же день я познакомилась со своим будущим мужем, с которым на данный момент мы уже разошлись.
Мы только начали разговор, а у меня уже создается впечатление, что ваша жизнь никогда не была спокойной, размеренной и дальше был очередной зигзаг. Я права?
– Именно так. Мне был 21 год, когда я, беременная сыном, бросив учебу, переехала вместе с мужем в Америку. Закончить свое образование мне удалось лишь спустя 15 лет. Многие меня поймут: новая жизнь была очень тяжелой. Приходилось начинать все нуля. На 20 лет я забыла и о своих хобби, и об увлечениях.
Думаю, это знакомо каждому иммигранту. А какой очередной резкий поворот вернул вас к живописи?
– Этот поворот очень трагический. В нашей семье два с половиной года назад случилось большое горе.
В октябре 2020 года у моей тети, которая была мне как вторая мама, диагностировали рак мозга. Она, как и я, тоже медицинский работник. Мы обе понимали нависшую угрозу и начали активно сражаться с болезнью. Я дистанционно помогала как могла и советом, и эмоционально. Мы были уверены, что справимся. Там, на месте, тете помогала моя мама. Она на время переехала к тете, чтобы участвовать в организации лечения, возить ее на процедуры, осмотры.
Я очень тяжело переносила это время и не могла найти никакой отдушины для себя.
Однажды я пришла к своей подруге-бухгалтеру, которая неожиданно для всех в 50 лет начала рисовать. Меня вдохновил ее пример. Я поняла, что это может вытащить меня из трудной ситуации. На тот момент я не могла вкладывать деньги в свое хобби, поэтому попросила подругу поделиться опытом и где-то принадлежностями для живописи. Мы время от времени рисовали с ней в течение пяти недель… Моей первой пробной работой стала интерпретация «Подсолнухов» Ван Гога. Я начала эту картину, когда тетя проходила лечение, а заканчивала, когда мамы и тети уже не стало…
Мне очень жаль….
– Мама очень активно помогала тете: с октября много ездила и сама, и с ней по медицинским учреждениям. Опухоль удалили, операция прошла успешно. Но в России как раз шла вторая волна ковида. 17 ноября мама и тетя поняли, что заболели короной. 27 ноября они обе попали в больницу. 2 декабря у мамы был юбилей – ей исполнилось 70 лет. Мы говорили по телефону, я хотела ее поздравить, ободрить, сказать, что все будет хорошо, но в ее голосе был слышен ужас… 12 декабря мама ушла. 14 декабря не стало и тети.
… это невообразимо…
– Вот так я резко и неожиданно вернулась к живописи и поняла, что не могу жить без этого. Мне нужно было где-то выплескивать свои эмоции… Купив все необходимое, начала активно рисовать…
Я решила бросить себе вызов и сделать своей второй картиной портрет дочери – даже не думала, что получится и будет похоже.
Произошел какой-то огромный скачок от медицины к живописи…
– На самом деле я и по сей день остаюсь практикующим врачом-рентгенологом. Именно моя профессия дала мне понимание человеческой анатомии в трехмерном формате. Я всегда поражалась устройству человеческого тела, поэтому начала рисовать человеческие фигуры и получала от этого колоссальное удовольствие.
Глядя на ваши работы, я обнаруживаю некоторое сходство… )))
– Скажем так: начинающему художнику достаточно сложно найти натурщиков, с ними нужно договариваться о времени, объяснять позы… я же к тому моменту была в очень хорошей физической форме, поэтому где-то вынужденно стала сама себе моделью. Так я могла рисовать с натуры в любой момент, просто глядя в зеркало.
Вы действительно шикарно выглядите – как профессиональная спортсменка.
– Я всегда была в хорошей форме. Но 6 лет назад мне захотелось вернуться в свою девичью форму, и я увлеклась бодибилдингом. Этот спорт и мои достижения обеспечивают меня колоссальным зарядом энергии и позитива. Я начала соревноваться в категории Bikini четыре года назад. И в том числе в ноябре прошлого года – в Miss Olympia в любительской лиге (NPC).
Ваше лицо стало узнаваемым, а как пришла известность к вашим картинам?
– У меня дома всегда было много гостей. Естественно, все видели мои работы и расспрашивали о них. Реакция на мои картины была потрясающая. Это привело к тому, что кто-то из гостей меня познакомил с известной художницей Phyllis Shipley (Филлис Шипли). Ей на тот момент было 86. Увидев мои работы, она предложила мне организовать совместную выставку, которая прошла 4 июля 2022 года в доме местного мецената, известного в нашем городе человека. На этот раз я получила очень сердечные и теплые отзывы о моих картинах уже и от незнакомых людей. Это утвердило меня в мысли, что я могу развиваться в живописи.
Мне просто не терпится услышать развитие этой почти волшебной истории.
– Мне самой ход событий напоминает сказку. Я по натуре достаточно закрытый и сдержанный человек. Работа рентгенолога мне нравится в том числе и возможностью уединения, пребыванием в некотором одиночестве. Нетворкинг – это совершенно не мое.
Так вот, художница, с которой у нас была совместная выставка, дала мне контакты двух галерей в Нью-Йорке. Уже через пару недель после выставки обе галереи взяли мои работы для показа у себя. Одна из этих галерей имеет представительство также в Венеции, Риме и Милане. Поэтому спустя примерно месяц (в сентябре) мои работы выставлялись уже в Венеции на Biennale.
Просто головокружительный взлет!
– Дальше – больше. На Biennale я познакомилась с представительницей французских галерей. И уже в октябре я летела на 2 дня в Париж, потому что 22 октября мои картины из серии Notre-Dame de Paris и портрет подруги прибыли из Венеции прямиком в Париж для участия в ежегодной Carrousel du Louvre.
Я даже не представляю, что может быть удивительнее этого!
– В Лувре я познакомилась с немецким галеристом, у которого русская жена и шикарные связи в мире искусства. Его частная галерея расположена в замке в Германии, который находится под защитой ЮНЕСКО. Я была ошеломлена, когда он предложил выставить мои работы на Каннском фестивале.
В мае этого года мои картины из Лувра отправятся сразу в Канны. Туда же я дошлю Come and get me dragon king. У меня просили и «Подсолнухи», но с этой картиной я не могу расстаться. Поэтому специально для Канн сделаю жикле (жикле – копия художественной работы методом цифровой печати. – Прим. ред.) своей первой работы, а Fleur de lis привезу в чемодане. Получается, что в Каннах многие мои картины наконец-то встретятся в одном месте после того, как часть из них несколько месяцев путешествовала по Европе.
Журнал «Современное искусство от да Винчи до наших дней» отводит мне и моим работам целый разворот, запланировано интервью со мной об участии в Каннском фестивале.
Интересно, а что происходит за кулисами вашего участия в мировой культурной жизни?
– На данный момент у меня нет отдельной мастерской, я оборудовала часть дома под студию и рисую одновременно по три картины. Пока подсыхают краски на одной, рисую другую.
Мои работы были представлены в виде NFT на Scope Art Show Miami 2022. В январе одна из галерей Нью-Йорка провела мою персональную выставку…
А семья, мечты?
– Мои дети были художниками по хобби с детства. Сыну сейчас 27, и он softwear инженер в Goldman Sachs, занимается компьютерной графикой, а начал зарабатывать этим с 15 лет как графический дизайнер. Это его хобби параллельно с coding, которое он делает как профессионал. Дочке 19, и она тоже рано начала рисовать.
Что касается моих мечтаний… Я мечтаю встретить мужчину, который хотел бы поддержать меня в моем любимом деле – искусстве – и разделял бы со мной другие мои хобби: бальные танцы, дайвинг и путешествия.
Sevilen Gassner
Фото Kira Likhterova и из архива Irene Van Celestine
Инстаграм Irene Van Celestine: @irenevancelestine
Website: vancelestineart.com