Катманду… Название столицы Непала будоражило мое воображение не первый год. И вот я здесь, в центре загадочной горной страны. Всего 4 часа полета Дубай – Катманду, и мы в очереди на получение визы. Визу гражданам США выдают по прибытии, надо заполнить небольшую анкету и заплатить наличными 30 долларов за 15 дней пребывания (50 долларов за 30 дней). Местный чиновник сразу же озадачил нас тем, что 100-долларовые купюры не нового образца они не принимают. После небольшого препирательства и в связи с отсутствием у нас других купюр он все же взял нашу сотню. Разменяв некоторую сумму в аэропорту и наняв такси, мы поехали в гостиницу. Сложность в том, что адреса у них очень условные – вроде названия квартала и отеля, нумерации домов нет. Обязательно держите наготове телефон отеля: водителю приходилось звонить в отель и спрашивать дорогу. И это повторялось с разными водителями и отелями. Если вдруг в отеле не брали трубку, таксисту приходилось кружить по району в поисках нужного места. Мой телефон с Гугл-картами им вообще не помогал; как они потом объяснили: «Перестаньте нам показывать свои карты, мы так не привыкли, тут по картам никто не ездит». Мы прилетели в Катманду поздним вечером и до отеля дозвонились не сразу, так что были очень рады, когда в конце концов удалось его найти.

Наш первый отель был расположен в туристическом районе Тамель. Здесь большое количество отелей, ресторанов, магазинов. Можно найти все необходимые товары для трекинга и походов в горы – от самых простых до серьезного альпинистского оборудования. Утром, выйдя на улицу, мы попали в круговорот людей, мотоциклов, велосипедов, идущих в школу учеников, торговцев с тележками и даже увидели большую свадебную процессию.

 

Катманду находится в долине, и на узких улицах, заполненных постоянно сигналящими автомобилями, ощущается сильная загазованность. От насыщенности запахов и звуков просто кружилась голова. К первой точке нашего маршрута, храмовому комплексу Сваямбунатх или, как его еще называют, храму обезьян, мы направились пешком.

 

Интересно, что этот комплекс является священным как для индуистов, так и для буддистов. Он находится на высоком холме, и, чтобы к нему подняться, нужно преодолеть лестницу, на ступенях которой (а их 365, по числу дней в году) резвятся несколько стаек обезьян. Живут там макаки из семейства мартышек. Они являются переносчиками многих опасных для человека заболеваний, поэтому лучше не пробовать кормить их с рук, а наблюдать за ними со стороны.

Сваямбунатху полторы тысячи лет. И это до сих пор не просто памятник культуры, а действующий комплекс с храмами и святилищами, есть даже библиотека и мастерская, где учат рисовать танка (или тханга) – традиционные буддийские картины на ткани. Центром этих картин чаще всего является круг, символизирующий колесо жизни. Посередине комплекса – огромная буддийская ступа, на каждой из четырех сторон которой нарисован глаз. Богам приносят цветы, зажигают свечки. Больше всего людей было у святилища женской группы богинь – Аджима. Эта группа символизирует женское начало, предков по женской линии. К женщинам-богиням неварцы (основной народ долины Катманду) приходят молиться о здоровье и благополучии своих детей.

После Сваямбунатх мы на такси по очень узким и извилистым улочкам добрались до главной площади города – Дурбар. Вход туда стоит примерно 8 долларов. Билет действителен на 1 день, но если вы планируете вернуться, попросите в кассе поставить печать, и билет будет продлен.
На площади множество храмов и дворец живой богини Кумари. Богиней выбирают девочку 3 лет из особого клана народа невар. Процесс выбора очень сложный, в нем участвуют астрологи и монахи. Девочка должна быть красива, без изъянов на коже, ее гороскоп должен быть правильным. Кандидаток приводят в один из храмов на площади Дурбар и после специального ритуала с жертвоприношениями быков девочку оставляют на ночь в комнате с головами животных. Если она испугается и заплачет, на роль богини не годится. Прошедшая испытания должна еще среди множества вещей выбрать те, которые принадлежали прошлой богине Кумари. После утверждения, специальных ритуалов и молитв она переезжает во дворец на площади Дурбар, где живет и «работает» богиней примерно до 12–13 лет. Каждое утро она ненадолго появляется на балконе перед ожидающей ее публикой, а также принимает участие в праздниках в ее честь. Когда «богиня» приближается к переходному возрасту, она возвращается в семью и в дальнейшем ведет обычную жизнь.

Площадь Дурбар, как и многие дома в Катманду, очень сильно пострадала от разрушительного землетрясения 2015 года. Многие здания до сих пор в стадии реконструкции.

Еще одно примечательное место, которое обязательно нужно посетить, если вы оказались в Катманду, – комплекс Пашупатинатх. Вход также стоит около 8 долларов, а для детей до 10 лет бесплатный. Это индуистский храмовый комплекс, посвященный богу Шиве и состоящий из более чем 500 миниатюрных храмов и комплекса-пагоды. Именно на территории комплекса расположен главный в мире храм Шивы. В главный храм вход для неиндуистов закрыт. Пашупатинатх расположен на берегу реки Багмати. Вы слышали когда-нибудь о священном индийском городе Варанаси, где на берегу сжигают умерших, а пепел сбрасывают в Ганг? Так вот, Пашупатинатх – это Варанаси в миниатюре. На берегу реки установлены специальные постаменты для погребальных костров, похороны сопровождаются особым обрядом, пепел сбрасывают в воды Багмати, чтобы душа удачно переродилась в следующей реинкарнации. Там же, на берегу реки, брахманы проводят обряды поминания усопших. Возле комплекса есть приют, основателем которого была мать Тереза. А стоило нам совсем немного отойти от погребального комплекса, как мы увидели большой индуистский храм, куда направлялась свадебная процессия. Такое вот колесо жизни.

 

И напоследок расскажу о моем любимом месте в Катманду – буддистском комплексе Боднатх. В центре площади – огромная ступа, самая большая ступа в Непале, по всей окружности у нее размещены молитвенные барабаны. Вокруг расположены храмы и монастыри, а также сувенирные лавки. Паломники обходят ступу по часовой стрелке минимум 3 раза, вращая при этом молитвенные барабаны. В утренние часы на площади совершенно волшебная атмосфера: монахи из близлежащего монастыря читают утреннюю молитву под аккомпанемент музыкантов, исполняющих религиозную музыку на дунгчене (труба, духовой инструмент буддийских монахов). В этом районе Катманду селились беженцы из Тибета, и весь район стал центром тибетского буддизма, хотя сам храм был построен и считается святыней уже многие столетия. В округе много крупных буддийских монастырей. Часто местные семьи отправляют второго сына жить в монастырь, изучать священные тексты и учиться грамоте. Мы заходили в несколько монастырей: идеальная чистота, красивые ухоженные места, комнаты послушников. Некоторые подростки после прохождения обучения возвращаются в семью, многие же посвящают свою жизнь служению Будде. Одежда тибетских и непальских буддийских монахов различается цветом: первые носят бордовые одежды, вторые – оранжевые. Площадь Боднатх – это то место, куда хотелось возвращаться снова и снова.

В районе Боднатха есть гостиницы, рестораны. Одно из моих любимых блюд – момос, чем-то напоминающее вареники. Еще одно традиционное блюдо – дал бат, большая тарелка с рисом и несколькими видами соусов, мяса или закусок. Если вы заказали дал бат, вам обязательно предложат добавку, она всегда включена в стоимость. Дополнить обед можно ласси – напитком, представляющий собой нечто среднее между йогуртом и кефиром, с разными добавками. Если вы найдете ресторан, который не рассчитан на туристов, то чек не превысит 10 долларов на человека. В туристических местах цены выше.

После остановки в Катманду нас ждал трек в Гималаи, о котором я расскажу в следующем номере.

Продолжение. Начало в номере № 55.

Подписи к фото:

  1. Улицы Катманду
  2. Лестница в Сваямбунатх
  3. Сваямбунатх-храм обезьян
  4. Сваямбунатх
  5. Дурбар-главная площадь города
  6. Пашупатинатх
  7. Ступа
  8. Утреняя молитва возле ступы Боднатх
  9. Монастырь Шечен, Катманду
  10. Монах

 

Ирина Климов
Фото автора